Четверг
22.02.2018
15:32
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ШКОЛА 1-4
Сайт учителя начальных классов Карамовой Г.С.
Главная РегистрацияВход
Мастерская учителя »
Меню сайта

Категории раздела
 
Наш опрос
Как Вы считаете, кто виновен в низкой зарплате учителей?
Всего ответов: 509

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Главная » Статьи » Уроки » Уроки

План - конспект урока по истории и культуре Башкортостана в 4 классе

Цели:

-ознакомление детей с личностью и творчеством Мажита Гафури;

- развитие памяти, внимания, формирование осмысленного чтения, умения работать с учебником;

- воспитание бережного отношения к родному краю, любви к башкирской авторской литературе

Оборудование: презентация, выставка книг, картина А.Арсланова «Встреча М.Гафури с Г.Тукаем»

Ход урока:

 

1.Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Сегодня на уроке  много гостей. а гости – это  всегда радость, это хорошее настроение.

 Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

 Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего  урока.

 Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и   тихонечко  присядем за парты.

2. Сообщение темы и цели урока

3. Работа над темой урока

Рассказ учителя о м,Гафури.

(Слайды 1,2)У синих отрогов Урала раскинулось село Зилим-Караново – родина народного поэта Башкортостана Мажита Гафури. В этом прекрасном уголке начался жизненный путь поэта. Отец его, сельский учитель, не боялся крестьянского труда, , увлекался пчеловодством. Отец был хорошим рассказчиком, вечерами любил читать собравшимся в доме односельчанам книги. Мажит с детства тянется к знаниям, с малых лет учится читать и писать, а затем поступает в сельскую школу.

 

(Слайд 3)Среди сверстников юный Мажит отличался умом и справедливостью. Рос он живым, подвижным, любил загадывать загадки и рассказывать сказки, затевал веселые игры. Если во время игры возникали споры, их разрешал Мажит. С его решением соглашались все ребята. А еще Мажит любил рыбалку, лес, нравилось ему слушать пение птиц.

 

(Слайд 4) После школы в родном ауле Гафури учился в медресе в соседнем селе Большое Утяшево.

Ему было 13 лет, когда его постигло большое горе: внезапно умирают его отец и мать. Осиротевшему Мажиту стало трудно учиться в в медресе. Для того, чтобы прокормиться, он вынужден был переписывать для  байских сынов книги, готовить им обед и кипятить самовар. А летом с маленьким братишкой он ходил за плугом, помогал взрослым на сенокосе, чтобы накопить хоть немного денег на учебу.

 

(Слайд 5) Между тем Мажит становиться лучшим учеником: он свободно читает и переводит с арабского и персидского. Учитель Хатип показывает его гостям, которые восхищаются его знаниями. По совету учителя от отправляется учиться в город Троицк. То на попутных,  то пешком Мажит преодолевает расстояние более 400 км и поступает в религиозное училище.

Здесь он увлекается литературой. В 1902 году Гафури написал свое первое стихотворение «Шакирдам ишана» (Ишан, эшон, глава и наставник мусульманской общины) о порядках в медресе. Многие шакирды одобрили стихотворение, а старшекурсники поколотили стихотворца. Такова первая реакция читателей.

 

(Слайд 6) Первая книга стихов «Сибирская железная дорога» выходит в 1904 году в Оренбурге. В нкй Гафури воспел новый век – век прогресс и техники.

Отрывок этого стихотворения расскажет Гаврилов Дима.

Вдоль дороги большие растут города,
А по рекам большие проходят суда,
И народ, на сибирской живущий земле,
Благодарен великой России всегда.

Честь и слава России — могучей стране,
Чье дыханье я слышу в ночной тишине.
Где слова разыскать, чтоб о ней рассказать.
Чтоб достойною песней воспеть ее мне!..

В последующих своих стихах призывает к свержению царства.

(Слайд 7)На его поэзию оказывает немалое влияние его современники. Один из них Габдулла Тукай.

Беседа по картине А.Арсланова «Встреча М.Гафури и Г.Тукая»

Откройте репродукцию картины А.Арсланова «Встреча М.Гафури и Г.Тукая»

- Какое время года изображено на картине?

- По каким признакам можно это определить?

-Какие краски преобладают в этом пейзаже?

- Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину?

На этой картине изображена встреча двух поэтов. Весной 1912 года 26-летний Тукай приехал в Уфу. Узнав о его приезде народ переживал радостное ликование. Тукая знали и любили в Башкирии, его стихи рассказывали наизусть и взрослые, и дети.

Чтобы не встревожить людей, поэт на железнодорожном вокзале нанял извозчика, незаметно поехпл в центр города  Уфы и устроился в подсобном помещении книжного магазина «Сабах». Об этом сообщили М.Гафури. Здесь они встретились.

Этот приезд Тукая в Уфу был первым и последним. В 1913 году он умер. Это потрясло Мажита Гафури, он пишет стихотворение «На смерть Тукая»

Войнова Надя прочитает стихотворение М.Гафури «На смерть Тукая»

На смерть Тукая

Какая тягостная весть повергла в горе нас:
Тукай, любимый наш певец, как рано ты угас!

Не потому ли, что была и жалкой и пустой
Юдоль земная для певца с возвышенной душой, —

Твой гордый дух стремился ввысь! И вот, во цвете лет,
Окончил ты земной свой путь… Но ты не умер, нет!

Не умер ты! Полны тобой сегодня все сердца,
Осиротевший твой народ чтит своего певца.

Нам песни — «Ягоды души» — поэт оставил в дар, —
Поверь: вовеки будут жить они в сердцах татар.

Поэт чудесный, ты стяжал народную любовь,
И наши думы обратим к тебе мы вновь и вновь.

Скорбит народ! Его в печаль повергла смерть твоя.
Но знай, что горестнее всех скорблю и плачу я.

(Слайд 8) В конце 20-х Гафури пишет повести о тяжелом прошлом народа и его пути к новой свободной жизни: «Черноликие», «Ступени жизни» Читателям особенно полюбилась повесть «Черноликие», в которой рассказывается о жизни старых башкир, ярко показал судьбу женщин.  В 1938 году в Башкирском драматическом театре был поставлен спектакль по повести «Черноликие», в 1965 году создан балет В 1981 году в Казани была поставлена опера «Кара за любовь».

Работа над выставкой книг М.Гафури

Есть у Гафури несколько детских рассказов «Рассказы о далеком прошлом»»Дикий гусь» «Батрак» и другие.

Вот рассказ «Актырнак» о потерявшейся в городе собаке. В рассказе «Прежде было трудно» повествование ведется от лица человека старшего поколения. Грустно рассказывает  он о том, как жилось детям прежде.

 

(Слайд 9)В 1923 году Мажиту Гафури было присвоено почетное звание «Народный поэт Башкортостана»

(Слайд 10-11)Имя Мажита Гафури присвоено одному из районов Башкортостана, в котором поэт родился и провел детские годы. Его имя носят парк культуры и отдыха, колхозы, Башкирский государственный академический театр драмы.

(Слайд 12) Дом-музей Мажита Гафури, что находится на улице Гоголя, 28. Через крылечко с небольшим навесом входим в деревянный дом. Он подарен Правительством Башкирии поэту в связи с 20-летием творческой деятельности. Гафури прожил в нем последние 11 лет своей жизни. Здесь родились многие его известные произведения.

Экспонаты рассказывают о жизни поэта. Здесь фотографии, рукописи, книги на многих языках. Тут же - членский билет Союза писателей СССР на имя Мажита Гафури, подписанный Максимом Горьким.

Мажит Гафури умер28 октября 1934 году в Уфе.

В начале Великой Отечественной войны Сайфи Кудаш написал стихотворение «Голос Гафури», в котором с любовью говорит о поэте: (читает Каримов Динар)

Он с нами и сейчас идет плечом к плечу,
И голос Гафури не молкнет, как набат.
Он с нами и сейчас Отчизну бережет,
И в честь бойцов ее — стихи его звучат.
Штыками метких слов пронзает он врага,
Быть начеку всегда зовет родной народ.
Фашистский черный стан он молнией разит,
За Родину свою себя он отдает!

Физминутка

Работа по карточке

- Откройте тетради. По учебнику с 148-149 заполните пропуски.

 

 

 

 

1. Прочитайте статью на стр.148-149. Заполните пропуски. Обрати внимание!  Названия произведений пишутся в кавычках, с заглавной буквы

Мажит _________________родился в 1880 году в деревне___________________________

Его отец был сельским __________________________.Когда ему было 13 лет, Гафури поступил в медресе села _________________. Оставшись круглым сиротой, Мажит не покидает медресе. Он добывает деньги на пропитание тем, что_____________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После обучения в селе Утяш, он продолжил обучение в городе _____________________, в религиозном училище. В __________году Мажиту Гафури первым присвоено почетное звание _____________________________________________________________________

Читателям особенно полюбились его повести______________________________________

____________________________________________________________________________

поэма ____________________________, драма____________________________________

 

 

Чтение и анализ 1 части рассказа «Дикий гусь»

Целевая установка

- Как вы думаете, о чем этот рассказ?

Чтение 1 части

- Что говорится об озере Аккуль? Найди сравнения.

- Как выглядело озеро Аккуль весной, летом, осенью?

-Как бы вы озаглавили эту часть?

 

4.Подведение итогов Рефлексия.

Закончите предложения

На уроке я узнал………

Больше всего мне понравилось…………

Я хотел бы узнать…………

5. Оценивание

6.Д/З прочитать с.148-149 родителям.

Категория: Уроки | Добавил: Гюзель (04.10.2010)
Просмотров: 12247 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Наша группа В контакте

 

Моя кнопка

http://www.555777.info/ - каталог сайтов Каталог престижных сайтов 000111.INFO

Весь интернет в одном каталоге!

1PS: Раскрутка сайта,контекстная реклама

Сервис авто регистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash,
photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог
сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов

Каталог престижных сайтов 000111.INFO 


Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz