Понедельник
23.10.2017
03:23
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ШКОЛА 1-4
Сайт учителя начальных классов Карамовой Г.С.
Главная РегистрацияВход
Медиатека »
Меню сайта

Категории раздела
 
Наш опрос
Как Вы считаете, кто виновен в низкой зарплате учителей?
Всего ответов: 507

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Главная » Файлы » Кружок "Чудо-соломка" » Кружок "Чудо-соломка"

Внеклассное мероприятие кружка "Чудо-соломка"
14.06.2011, 21:41

Внеклассное мероприятие объединения «Чудо-соломка» на базе МОБУ СОШ с. Скворчиха МР Ишимбайский район РБ

Руководитель: Газизова Г.С.

Тема:

Цели и задачи:

- обогатить кругозор детей об истоках русской народной культуры, обрядах, играх;

- развивать память, внимание, чувство товарищества, смекалку

- развивать познавательный интерес;

-  знакомить  с историей возникновения промысла и применением соломы в крестьянском быту;

Оборудование: фотографии и картинки, иллюстрирующие рассказ; мп3 запись сказки, соломка для игр.

Ход мероприятия

1. Беседа об использовании соломы в обрядах и праздниках

- Человек всегда стремился вносить в свою жизнь красоту. Предмет сначала изготавливался для употребления, а затем к нему как-бы прикладывался декор (украшение) . Так возникло декоративно – прикладное искусство, к которому относятся и изделия народных промыслов. Картины из соломки – один из видов декоративно – прикладного искусства. Издавна заметили люди необычные свойства обычной соломы: ее эластичность, многоцветность, переливчатый блеск, а главное – это материал, который всегда был в хозяйстве под рукой. Хлебушком кормились, а сухие стебли – солому – использовали как в быту, так и для украшений.

Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна. По их верованиям, солома сохраняла в себе силу природы и даже могла передавать ее. Поэтому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия. «Бородою» или «божьей бородой» называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле, в качестве дома для хлебного духа. Самой древней и распространенной традицией было сохранение и украшение последнего «дожиночного» снопа.

Бесчисленны поверья и обряды, связанные с соломой и хлебом. Они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом до сих пор. Соломенные «пауки», кони, птицы, куклы – это не просто образы. Каждый из них связан с человеком, создававшим его, соприкасавшимся с ним.

Традицией ритуальных действий с соломой и изготовления из нее обрядовых изделий пронизаны многие народные ритуалы и праздники, приходящиеся на зиму, весну, лето. Наши древние предки, стремясь умилостивить своих богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы. Но со временем человеческие жертвоприношения были заменены символами в виде человекоподобных чучел, изготавливать которые стали в основном из соломы. Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали, придавили им очертания человеческой фигуры. Зачастую это делалось поистине мастерски. Но этим народным творениям отпускался не долгий век: рождались они в начале обряда и умирали к его завершению. Соломенные изображения масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костромы, Костробуньки, Марены горели в огне ритуальных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Ни с чем не сравнимы по красоте соломенные «царские врата», которые находились в иконостасах храмов. До нашего времени сохранилось лишь несколько таких врат, поражающих своей красотой. Каждая их деталь отличается законченностью, неповторимостью и мастерством исполнения.

Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. Особенно славились своими работами белорусские мастера. Они изготовляли и интерьерные сооружения, и игрушки, и рамочки для икон. В их изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями. Для того, чтобы получить из соломы изделие, колосья жали серпом, замачивали в горячей воде. После этого солома становилась податливой и эластичной. Соломенными фигурами украшали дома, даже работая над иконостасами, мастера привносили в культовую архитектуру изображения ярких желтых солнышек. Из соломы выкладывались изображения на коврах, к потолкам хат подвешивали огромных соломенных «пауков».

2. Игры с соломкой

Бирюльки

Бирюльки — короткие соломеннные трубочки. Тоненькой верхней соломенкой — крючком — из кучки бирюлек играющий по очереди поддевает соломинку так, чтобы не шевельнуть соседнюю. В случае неудачи крючок переходит в руки соперника. Побеждает тот, кто смог вытащить из вороха как можно больше соломинок.

Соломинки

Соломинки рассыпаются на столе, участники игры по очереди выбирают их, но так, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, неосторожно выбирая соломинку, пошевелил соседнюю, он выходит из игры.

Правила

1.      Соломинки по столу рассыпают или бросают с небольшой высоты.

2.      Брать их можно рукой или длинной соломинкой с крючком на конце.

Указания к проведению

Соломинки делают одинаковой толщины и длины (10-15см). На каждого играющего должно быть 10 соломинок.

 

Дятел

Дети собираются на площадке, выбирают водящего — дятла. Все встают в пары и образуют круг, «дятел» встает посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

«Дятел» отвечает:

Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

С этими словами он быстро берет за рукку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга, он «дятел». Игра повторяется.

Игра: держи меня, соломинка

На стол (стул или просто прочную поверхность) ставятся два стакана. Задача играющих - как можно быстрее перелить воду из одного стакана в другой с помощью соломинки.

Игра «Соберем зерно в колосок»

Дети встают парами друг за другом — это колосок. Под музыку все разбегаются — это зерна рассыпались. По сигналу: «Колосок!» - дети ищут свою пару и пытаются построиться. Водящий — мышка — ловит зерна.

Гадание на соломе.

На лавку положить солому, написать разные пожелания и закопать в солому.

Участник гадания ищет в соломе записку и читает пожелание

3. Слушание сказки «Соломинка, уголек и боб»
- Назовите сказки, в названии которых встречается слово «солома, соломинка»
- Послушайте сказку «Соломинка, уголек и боб».
- Чему учит сказка?
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Как использовали солому раньше? Сейчас?
- Какая игра понравилась больше всего? Вспомните ее правила.
- Вы будете ее играть сами? 
- Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению.


Категория: Кружок "Чудо-соломка" | Добавил: Гюзель
Просмотров: 2105 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Наша группа В контакте

 

Моя кнопка

http://www.555777.info/ - каталог сайтов Каталог престижных сайтов 000111.INFO

Весь интернет в одном каталоге!

1PS: Раскрутка сайта,контекстная реклама

Сервис авто регистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash,
photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог
сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов

Каталог престижных сайтов 000111.INFO 


Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz